О проекте

Блог о работе по обучению медицинских профессионалов — в первую очередь, врачей — навыкам эффективного общения с пациентами.

Подобное обучение, давно ставшее нормой на всех этапах медицинского образования на западе, в России пока — относительная редкость. В официальные программы ВУЗов навыки клинического общения не входят, вопросы, связанные с этим, обсуждаются, скорее всего, на коротких курсах этики и деонтологии и во время клинических циклов, где это отдано на откуп преподавателям и не организовано в какую-либо систему.

Между тем существует множество доказательств того, что общение влияет на значимые исходы оказания медицинской помощи. Эффективное общение:

— повышает удовлетворенность врача и пациента процессом оказания помощи

— способствует формированию необходимого для успеха в лечении контакта

— улучшает клинически значимые для пациентов исходы

— способствует оптимизации затрат на оказание помощи, экономя время и повышая точность

Во всем мире существует множество проблем в том, как врачи общаются с пациентами. Эти проблемы обычно вызваны самой сутью профессии, создающей большое искушение для патерналистичного поведения у врачей и для их сфокусированности на болезни, а не на человеке; традиционным обучением, включавшем вопросы для сбора анамнеза, но игнорирующим то, как именно задавать вопросы, чтобы получить максимум информации и оставить у пациента ощущение, что его выслушали; и наблюдением за старшими коллегами, унаследовавшими от предыдущих поколений некий стиль общения, который современными исследователями признан неэффективным.

Исследования позволили выявить большое количество навыков, улучшающих результаты общения как с точки зрения врача, так и с точки зрения пациента. Важным доказанным фактом также является то, что навыкам эффективного общения можно научиться. Это не просто про «хорошесть» или правильное отношение к больному, это такой же навык как клинический осмотр — зависящий от способностей и свойств личности, но поддающийся разработке и совершенствованию.

Эффективное обучение общению — то есть то, которое приводит к реальным и долгосрочным переменам в поведении человека — возможно только в практическом формате. Обучение должно опираться на предшествующий опыт и установки врача и быть ориентировано на те исходы, которые для него важны, будь то экономия времени, хорошее впечатление у пациента, высокий комплаенс, возвращаемость пациентов или уменьшение конфликтов и жалоб. Врачи — особенно опытные — часто сопротивляются обучению навыкам общения, защищая свой профессионализм и автономию. Вместе с тем, большинство все-таки понимают, что это обучение — возможность для них улучшить то, что они делают, и еще больше повысить свой профессионализм.

Реклама